Авиация ДРЛО (часть 7)

54


В Соединенных Штатах для ВВС и морской авиации создано летающих радарных пикетов больше, чем во всех других вместе взятых странах. Это относится как к количеству экземпляров, так и к числу моделей. Основная доля построенных самолетов ДРЛО поступала во флот, так как авианосцы считались основной ударной силой ВМС США в неядерном противостоянии. В то же время американские военно-воздушные силы, не стеснённые длиной капитальных взлётно-посадочных полос и максимальным взлётным весом, заказывали тяжелые машины с мощными радарами, высокопроизводительными средствами обмена данными и большой продолжительностью полёта. Но, как известно, в этом мире за всё приходится платить. Самолёты ВВС, обладавшие более высокими характеристиками, обходились бюджету в разы дороже и в сравнении с флотскими машинами построили их в несколько раз меньше.



Однако в ряде случаев возможности тяжелых и дорогих Е-3 Sentry оказывались избыточными, а эксплуатация слишком затратной. Для выдачи целеуказания средствам ПВО или управления действиями авиации на удалённом второстепенном театре военных действий вполне достаточно было иметь относительно недорогую машину, способную базироваться на полевых аэродромах с характеристиками РЛС флотского Е-2 Hawkeye. Однако генералов ВВС не устраивали дальность и продолжительность полёта «Хокая». К тому же для облегчения обслуживания и эксплуатации было желательно, чтобы «тактический» самолёт ДРЛО создавался на платформе, которая уже эксплуатировалась ВВС.

Вполне логичным представлялось «скрестить» радиолокатор палубного самолёта Е-2С с хорошо зарекомендовавшим себя военно-транспортным С-130 Hercules. Установка РЛС с вращающейся дисковидной антенной и полного комплекта связной и навигационной аппаратуры на вместительный четырёхдвигательный самолёт с внушительной грузоподъёмностью и как следствие с увеличенным запасом топлива позволяло значительно увеличить продолжительность полёта.

В начале 80-х компания Lockheed в инициативном порядке занялась созданием самолёта ДРЛО на базе транспортного «Геркулеса». Новый самолёт получил обозначение EC-130 ARE (англ. Airborne Radar Extension, воздушное радиолокационное наблюдение) и предназначался для заполнения ниши между E-2 Hawkeye и E-3 Sentry, переоборудованию подвергся один С-130Н. Помимо радиолокатора AN/APS-125 и БРЭО морского Е-2С, резерв свободного места и массы был использован для размещения на борту морских сбрасываемых средств и установки дополнительных топливных баков, в результате чего продолжительность нахождения в воздухе превысила 11 часов.

В связи с загруженностью по приоритетным темам и отсутствием заказчика испытания самолёта с полным комплектом БРЭО начались только в 1991 году. Так как противостояние вежду двумя сверхдержавами к тому моменту прекратилось, американские военно-воздушные силы не заказали ни одной машины радиолокационного обзора и управления на базе С-130. Объединенное командование НАТО в Европе, британцы, французы и саудовцы предпочли модернизированные «Сентри». А иностранные покупатели из числа малых стран обошлись Е-2С берегового базирования.

Самолёт ДРЛО на базе «Геркулеса» приглянулся американской Погранично-таможенной службе, работающей совместно с Береговой охраной и Управлением по борьбе с наркотиками. После начала выполнения самолётом регулярных патрульных заданий его переименовали в EC-130V.


EC-130V


Способность вести длительное патрулирование и относительно невысокие эксплуатационные расходы, казалось бы, должны были обеспечить производство новых самолётов ДРЛО, но в связи с сокращением бюджета Погранично-таможенной службы и Береговой охраны США от дальнейших закупок EC-130 ARE пришлось отказаться. Хотя самолёт очень неплохо зарекомендовал себя во время миссий по выявлению контрабанды наркотиков. Дешевой альтернативой радиолокационному «Геркулесу» стали переоборудованные в самолёты радиолокационного дозора противолодочные Р-3В, в избытке имеющиеся на базе хранения в Аризоне. В то же время грузовые С-130 были очень востребованы и служили в ВВС и авиации ВМС до полного износа.

В итоге после двух лет эксплуатации на поприще борьбы с наркотрафиком единственный построенный EC-130V в 1993 году передали ВМС США, где его в очередной раз переделали. После установки РЛС AN / APS-145 и специальных фото- и видеокамер с высоким разрешением самолёт переименовали в NC-130H и использовали в ряде испытательных программ.


NC-130H


В частности, NC-130H осуществлял радиолокационное сопровождение заходящих на посадку многоразовых космических аппаратов «Спейс шаттл», поддерживал испытания крылатых ракет и проводил поисково-спасательные операции.

Приблизительно пять лет назад появилась информация, что Lockheed Martin совместно с Northrop Grumman и австралийской Transfield Defence Systems для экспорта в третьи страны на базе C-130J-30 Hercules II с удлиненным фюзеляжем, новой авионикой и более мощными и экономичными двигателями разрабатывают самолёт ДРЛО C-130J-30 AEW&C с РЛС AN / APY-9 с АФАР. Эта станция, устанавливаемая на E-2D, по своим возможностям приближается к РЛС AN/APY-2 самолётов системы AWACS. Однако неизвестно, насколько далеко продвинулись работы в данном направлении. Можно предположить, что в связи с отсутствием заказов самолёт так и не будет построен.

В конце 50-х Корпус морской пехоты США озаботился созданием собственных радиолокационных воздушных пикетов. Так как у КМП не было столь обильного финансирования, и десантные корабли не могли принимать и запускать палубные самолёты ДРЛО, было решено использовать вертолёты. В качестве платформы для РЛС AN/APS-20E выбрали самый крупный из имевшихся тогда вертолётов — тяжелый S-56 (СН-37С). Этот один из последних американских вертолётов с поршневыми двигателями, он мог транспортировать 4500 кг груза в кабине или на внешней подвеске.

Авиация ДРЛО (часть 7)

Вертолёт ДРЛО HR2S-1W


Антенна радиолокатора монтировалась под кабиной пилота в выпирающем каплеобразном пластиковом обтекателе. Всего для испытаний построили два палубных вертолёта ДРЛО HR2S-1W. К тому моменту радиолокатор AN/APS-20E уже не мог считаться современным, первые варианты данной РЛС были разработаны ещё в годы войны, и в перспективе вертолёты ДРЛО предполагалось оснастить более совершенной аппаратурой.

Однако работа радиолокаторов на вертолётах оказалась крайне не стабильной. Из-за вибрации надёжность работы ламповых блоков оставляла желать лучшего, а ограниченная высота полёта вертолёта не позволяла реализовать максимально возможную дальность обнаружения. К тому же ламповый радар был довольно «прожорливым», для его энергоснабжения приходилось запускать дополнительный электрогенератор с приводом от бензинового двигателя, что сокращало время нахождения в воздухе. В итоге морские пехотинцы решили не заморачиваться с вертолётами ДРЛО и все функции по контролю воздушной обстановки возложили на флот и наземные радиолокаторы, которые должны были разворачиваться на захваченном плацдарме.

В шестой части обзора, где речь, помимо прочего, шла о самолётах ДРЛО на базе патрульно-противолодочного Р-3 «Орион», упоминался NP-3D переделанный из Р-3С и предназначенный для обеспечения испытаний различных ракет. Для аналогичных целей в конце 80-х на предприятии компании Boeing пероборудовали два гражданских турбовинтовых авиалайнера DHC-8 Dash 8 DeHavilland Canada.

Этот тип самолёта с турбовинтовыми двигателями был выбран из соображений экономии. Турбовинтовые машины с двумя двигателями Pratt & Whitney PW-121 мощностью по 2 150 л. с. каждый обошлись американскому военному ведомству в $ 33 млн., из них $ 8 млн. потратили на переоборудование. То есть один самолёт обходился примерно как истребитель, что было намного дешевле «Хокая» или «Сентри». При этом благодаря достаточно экономичным двигателям и гражданским стандартам обслуживания эксплуатация тоже стоила в разы меньше.


E-9A Widget


На самолете, получившем обозначение E-9A Widget, по правому борту фюзеляжа установили РЛС AN/APS-143(V)-1 с фазированной антенной решеткой, а в подфюзеляжном обтекателе поисковый радар APS-128 и аппаратуру телеметрии и передачи данных. Самолёт с максимальной взлётной массой 16 400 кг мог находиться в воздухе 4 часа. Максимальная высота полёта достигала 7000 метров, скорость — до 450 км/ч. В состав экипажа входят 2 пилота и 2-3 оператора радиоэлектронного оборудования.


Операторы БРЭО самолёта E-9A


С 1989 года самолёты принимали активное участие в испытаниях различных видов авиационного и ракетного вооружения. Помимо радиолокационного сопровождения испытываемых образцов и сбора телеметрической информации, на «Виджеты» возлагалась задача обеспечения безопасности и проверки района испытаний на предмет нахождения посторонних лиц и объектов.

Сообщается, что радары «Виджета» на поверхности моря способны обнаружить объект размером с человека на спасательном плоту на дистанции более 40 км. И одновременно отслеживать более 20 морских и воздушных целей. В прошлом самолеты Е-9А принимали участие в оценке вооружений на различных американских испытательных полигонах, в том числе в испытаниях усовершенствованной крылатой ракеты морского базирования «Томагавк», и в проведении испытаний истребителя 5-го поколения F-22A с практическими пусками ракет «воздух-воздух».



В настоящее время в лётном состоянии сохранился один E-9A. В конце 90-х, эта машина прошла дооборудование аппаратурой дистанционного управления самолётами-мишенями. Сейчас единственный «Виджет» входит в состав 82-й эскадрильи беспилотных мишеней, на авиабазе «Холломан» в Нью-Мексико (подробнее здесь: Эксплуатация «Фантомов» в ВВС США продолжается). Главным образом E-9A используется для дистанционного руководства полётами радиоуправляемых мишеней QF-4 Phantom II и QF-16А/В Fighting Falcon и контроля воздушной обстановки над полигонами Неллис и Уайт-Сэндс.

Во второй половине 70-х резко возросли объёмы нелегально ввозимых в США тяжелых наркотиков, что привело к ухудшению криминогенной обстановки. Ответом американского правительства стало усиление пограничного контроля на американо-мексиканской границе, что позволило перехватывать значительную часть нелегального груза, транспортируемого по суше. В результате наркоторговцы, пользуясь относительной прозрачностью морских рубежей, переключились на доставку больших объёмов со стороны Техаса и Флориды на восточном побережье и Калифорнии на западном. Однако Береговая охрана США с помощью патрульных кораблей океанского класса и скоростных катеров не позволила наладить устойчивые каналы ввоза морем. А полиция и Управление по борьбе с наркотиками взяли под контроль порты и гавани. Но наркобароны, не желавшие терять многомиллионные прибыли, стали использовать авиацию. Известны случаи, когда для транспортировки кокаина привлекались достаточно крупные транспортные самолёты типа DC-3 и DC-6. Однако чаще всего это были легкомоторные однодвигательные самолётики.

В США в послевоенное время большой популярностью пользовались и до сих пор пользуются летающие «легковые автомобили», вмещающие помимо пилота 3-4 пассажиров и ручную кладь. В начале 80-х ещё крепкая 10-15-летняя «Cessna 172» стоила на вторичном американском рынке несколько тысяч долларов (подробнее здесь: Воздушный бестселлер — Сессна-172 «Скайхок»). И всего один успешный перелёт с сотней килограммов кокаина с лихвой компенсировал покупку бывшей в употреблении машины. К тому же «Цессна» могла сесть практически где угодно, для этого вполне подходил безлюдный участок шоссе, коих на юге США предостаточно, или ровный участок пустыни. Зачастую наркоторговцы, доставив крупную партию зелья, просто бросали самолёты.

До середины 60-х Соединенные Штаты обладали мощнейшей системой ПВО (подробнее здесь:Система ПВО Северной Америки ), но после начала массового строительства в Советском Союзе МБР и достижения ракетно-ядерного паритета необходимость в многочисленных ЗРК и радарах контроля воздушной отпала. Тотальные сокращения средств радиолокационного контроля на южном направлении привели к тому, что в образовавшиеся бреши стало возможно ввезти на территорию США практически всё, что угодно. Для обнаружения летящих на малой высоте над водами Мексиканского залива небольших самолётов лучше всего подходили самолёты ДРЛО, но даже для богатой Америки держать их в воздухе круглосуточно было слишком накладно. Отчасти решением проблемы стало использование не новых «Хокаев», выведенных с палубных авиакрыльев в береговые резервные эскадрильи, и переоборудование в воздушные радарные посты бывших в употреблении противолодочных «Орионов».

После того как в распоряжении Пограничной службы появились самолёты радиолокационного дозора и для перехвата нарушителей начали на постоянной основе привлекать истребители ВВС и ВМС, объёмы изъятых наркотиков сразу выросли в несколько раз. Однако самолёты ДРЛО не могли круглосуточно контролировать все возможные направления. К тому же у Пограничной охраны их было немного, а с флотским начальством не всегда удалось договориться.

Как уже упоминалось во второй части обзора, в 50-60-е годы в ВМС США эксплуатировались дирижабли радиолокационного дозора. Наряду со способностью вести длительное патрулирование эти летательные аппараты были крайне медлительны, требовали огромных ангаров для размещения, а, самое главное, сильно зависели от погодных условий, что в итоге на фоне сокращения «Барьерных сил» и стало основной причиной отказа от них флотом.

В конце 70-х МО США инициировало программу развития летательных аппаратов легче воздуха. Однако с учётом опыта применения дирижаблей было решено строить беспилотные привязные аэростаты. Развёртывание первых аэростатов системы TARS (англ. Tethered Aerostat Radar System, аэростатная привязная радиолокационная система») началось в 1982 году. Всего в юго-восточных районах США в интересах Погранично-таможенной службы и Береговой охраны действовало 11 аэростатных радиолокационных постов.

Запуск аэростата длиной 25 и шириной 8 метров осуществлялся со специально подготовленной площадки с причальной мачтой. Спуск и подъём на высоту до 2700 метров контролировался электрической лебёдкой, общая длина троса — около 7500 метров. Аппарат теоретически мог эксплуатироваться при скорости ветра до 25 м/с. Хотя из соображений безопасности при ветре 15 м/с трос уже сматывали. Несмотря на меры предосторожности, за 20 лет из-за непогоды было потеряно четыре привязных аэростата.

Заполненный гелием аэростат, оборудованный РЛС AN/APG-66 с дальностью обнаружения до 120 км способен находиться в воздухе непрерывно в течение двух недель. Радиолокатор AN/APG-66 изначально использовался на истребителях F-16A/В. Электрический ток для питания РЛС и радиолокационная информация подавались по двум отдельным кабельным линиям.


Аэростат радиолокационного дозора на острове Кадджо Ки


Несмотря на метеозависимость, аэростатные радиолокационные посты в целом зарекомендовали себя положительно. За более чем двадцатилетний срок службы с их помощью были обнаружены сотни катеров и самолетов, пытавшихся незаконно пересечь границы США. И не всегда это были транспортировщики наркотиков. Так, благодаря радиолокационному посту, развернутому во Флориде на острове Кадджо Ки неоднократно удавалось обнаружить лодки нелегальных «пловцов» сбежавших с Кубы.


Спутниковый снимок Google Earth: площадки для запуска аэростатов радиолокационного дозора на острове Кадджо Ки во Флориде

Некоторые читатели, не воспринимают привязные аэростаты как действительно действенное средство радиолокационного дозора, считая мягкие аппараты легче воздуха «надувательством». Однако, по заявлению представителей ВВС США, в чьём ведении находились аэростатные радары, их использование при достаточно высокой вероятности обнаружения потенциальных нарушителей границы позволило за 20 лет сэкономить более $ 200 млн. Данная экономия является весьма значительной даже по американским меркам. Она образовалась в результате того, что аэростатными системами удалось заменить в прибрежных районах самолёты ДРЛО. Содержание аэростатных радарных постов обходится в 5-7 раз дешевле привлечения самолетов ДРЛО, а также требует вдвое меньшего количества обслуживающего персонала. В 2006 году военные передали аэростаты Пограничной службе. После заключения договора на обслуживание с частными компаниями расходы на содержание аэростатного парка сократились с $8 млн. до $6 млн. в год.

В последнее десятилетие аэростатам TARS приходят на смену аппараты легче воздуха системы LASS (англ. Low Altitude Surveillance System, система наблюдения на малых высотах). Аэростат 420K, изготовленный компанией Lockheed Martin, несёт оптоэлектронные системы слежения за земной и водной поверхностями и РЛС AN / TPS-63 с дальностью обнаружения 300 км. Данный аппарат, спроектированный как средство обнаружения крылатых ракет, прорывающихся на малых высотах, оказался не востребован в системе ПВО Северной Америки. Основной сферой применения радиолокационных аэростатных постов стал контроль над незаконным пересечением американо-мексиканской границы и пресечение наркотрафика.

В настоящее время компания Raytheon предлагает заказчикам аэростатную систему JLENS (англ. Joint Land Attack Cruise Missile Defense Elevated Netted Sensor System, единая сетевая система средств обнаружения крылатых ракет). Основой системы JLENS является аэростат длиной 71 метров с грузоподъёмностью 2000 кг на рабочей высоте 4500 м, способный непрерывно находится в воздухе. Рабочая нагрузка включает в себя РЛС обнаружения и сопровождения целей, аппаратуру связи и обработки информации и специальные метеорологические датчики, позволяющие заблаговременно предупреждать операторов об ухудшении погодных условий в районе запуска аэростата.



Полученная радиолокационная информация передаётся по волоконно-оптическому кабелю на наземный комплекс обработки, а сформированные данные целеуказания доводятся до потребителей по защищённым каналам связи. В качестве отдельной опции возможно вооружение аэростата ракетами «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM, что делает его весьма эффективным средством ПВО. В 2014 году Министерство обороны США объявило о приобретении 14 комплектов системы JLENS по цене $ 130 млн. за одну единицу.

Продолжение следует…

По материалам:
http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/ec-130v-pics.htm
https://fas.org/man/dod-101/sys/ac/ec-130v.htm
http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/nc-130.htm
https://fas.org/man/dod-101/sys/ac/ec-130v.htm
http://www.military.com/equipment/e-9-widget
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    29 марта 2017 15:33
    Давно уже думал - почему наши аэростаты не используют для контроля воздуха, да и для контроля границы? На наших просторах сам бог велел именно этой техникой пользоваться. Наземные РЛС не дают такой площади покрытия, а самолеты в воздухе держать постоянно не будешь.
    1. +7
      29 марта 2017 16:08
      Цитата: Alex_59
      Давно уже думал - почему наши аэростаты не используют для контроля воздуха, да и для контроля границы? На наших просторах сам бог велел именно этой техникой пользоваться. Наземные РЛС не дают такой площади покрытия, а самолеты в воздухе держать постоянно не будешь.


      В США гораздо мягче климат, видимо связано с этим. Хотя во время ВОВ ведь активно эксплуатировали аэростаты заграждения. В начале 80-х видел аэростат, с помощью которого в воздух поднимали антенну длинноволнового диапазона. Так понимаю, что для связи с подводными лодками.
      1. +6
        29 марта 2017 17:50
        Цитата: Bongo
        В США гораздо мягче климат, видимо связано с этим.

        Климат не причём.
        Вернее штатам тяжелее: ветра и + температура о.в.
        1.Ветер


        Катрин у нас не бывает, девочка Элли придумана в США




        2. Температура
        подъёмная сила теплового аэростата равна: Fa=(Mн-Мв)g
        Мн - масса воздуха окружающей среды, вытесненная оболочкой аэростата; Мв - масса теплого воздуха.
        Массы Мн и Мв можно выразить через плотность воздуха и объем оболочки:

        Мн=ρнV
        Мв=ρвV

        Далее уравнение Менделеева—Клапейрона даёт связку ρ и Т

        ρ =p/ (RT)
        больше температура ,плотность меньше
        полная подъемная сила аэростата:
        Fa=(1/Tн -1/ Tв ) *V*p*g/R

        р - давление окружающей среды; Тн и Тв - соответственно температура наружного, или окружающею, воздуха и температура внутри оболочки в градусах Кельвина; R - газовая постоянная воздуха, для сухого воздуха R=287 Дж/кг·град.

        Из формулы видно, что с уменьшением давления подъемная сила аэростата уменьшается, а при уменьшении температуры наружного воздуха она возрастает.

        Просто у нас
        -несколько отсталая химическая промышленность( оболочка ,её вес и газопроницаемость)

        -нет "претендентов" на бортовую РЛС( типа РЛС APR (Aerostat Programmable Radar))

        -ни кому интересно не было





        http://www.dkba.ru/?id_cat=1&id_cat_item=179

        Для нас очень актуально:
        закрыть огромные "дыры" ВП, в том числе на МВ и ПМВ на направлениях вероятного нападения. Либо сооружаем множество позиционных районов наземных РЛС обзора (которые стационарные, полу-стационарные или мобильные, но в этом случае они их возможности ограничены законами физики, или мы принимаем в счет что мы "сдаем" РЛС ПВО первой волне ПРР).

        Или плодим множество самолетов ДРЛО (разоримся, п. базирования и время патрулирования ограничены).

        Или ставим на сравнительно мобильные, гораздо более экономичные и оперативно гибкие: аэростаты и дирижабли.
        Преимущества:
        1) длительный автономный полет
        2) рассредоточения средств РЛО и передачи инфы/операторов (мульти-платформенные операции), улучшаем централизацию инф.
        3) экономичность по сравнению с классическим ДРЛО (обслуживание, кол. л/с, разнесение РЛС и средств обработки-передачи);
        4) гибкость применения (ДРЛО, ретранслятор, навигация...).
        5) возможность постепенно наращивать "коктейль" средств: в мирное время стационарные аэростаты и необходимое кол. дирижаблей, в угр. период дирижабли)
        6) незаменимость в горных условиях
        7) возможность тесного взаимодействия с СПРН и ВКО
        8) применение технологий для нужд "народного хозяйства": транспорт крупногабаритных грузов на Севере, ретрансляция, спутник. навигация (восп. функции), коммуникационные сети (мобильная связь) итд.
        1. +1
          29 марта 2017 22:41
          Цитата: opus
          подъёмная сила теплового аэростата равна: Fa=(Mн-Мв)g

          Антон! Но ведь это тепловой аэростат. Есть и на лёгких газах: водороде и гелии. В остальном я с тобой согласен, всё зависит от развития промышленности и не только химической.
          1. +3
            30 марта 2017 00:15
            Цитата: амурец
            Есть и на лёгких газах: водороде и гелии.

            Ты считаешь ,что на лёгких газах подъёмная сила по другому определяется?
            what
            уверяю-так же
            Fa=(Mн-Мhe)*g
            Fa=(Mн-Мh2)*g
            и ТАК ЖЕ ИГРАЕТ ПЛОТНОСТЬ наружной среды.
            Чем холоднее тем она больше (а от высоты естественно уменьшается)

            Т.ч. Сергей не прав
            Цитата: Bongo
            В США гораздо мягче климат, видимо связано с этим
            1. +1
              30 марта 2017 04:32
              Цитата: opus
              Ты считаешь ,что на лёгких газах подъёмная сила по другому определяется?

              Нет, я так не считаю. В этом я с тобой согласен. По другому регулируется подъёмная сила.
        2. +4
          30 марта 2017 11:24
          Цитата: opus
          Климат не причём.

          Антон, мне стыдно... recourse Твои комментарии интересней и содержательней чем мои статьи... belay
          1. +3
            30 марта 2017 11:32
            Цитата: Bongo
            Твои комментарии интересней и содержательней чем мои статьи.


            Издеваешься?
            Наляпать по памяти формулу (какого-там 5-6 класса) и написать статью?
            Ты неделю потратил,я 5-15 минут...
            1. +3
              30 марта 2017 12:35
              Цитата: opus
              Издеваешься?

              Шутю... lol
              Цитата: opus
              Наляпать по памяти формулу (какого-там 5-6 класса) и написать статью?

              Это формулы 5-го класса? wassat

              Цитата: opus
              Ты неделю потратил,я 5-15 минут...

              На самом деле на одну публикацию у меня уходит 6-7 часов, больше я позволить себе не могу. Времени хронически не хватает. request
      2. +4
        29 марта 2017 22:19
        Цитата: Bongo
        В США гораздо мягче климат, видимо связано с этим.

        Я тоже так вначале подумал, но даже если считать что это так, у нас есть и на южной границе гигантские просторы. Наверное над "городом летающих собак" постоянно держать поднятым аэростат не получится. А вот над моими родными Уральскими бескрайними степями (шутка) дней 250 в году все же можно. А от меня ведь строго на север если - ничего нет. Пара тысяч километров лесов и тундры - а там океан. И оттуда если что попрут.
        У нас кстати лет 15 назад местный полк ДПС получил аэростат наблюдения. Часто раньше висел над городом в разных местах. По местному ТВ показывали как и что он видит. Неплохо - оптика там стояла, километров с 10 номера в потоке машин считывала. А общие виды по дорожному движению километров на 30 было видно. Но вот пару лет уже его не вижу - возможно ресурс выработал, или сломался.
  2. +3
    29 марта 2017 15:39
    После того как в распоряжении Пограничной службы появились самолёты радиолокационного дозора и для перехвата нарушителей начали на постоянной основе привлекать истребители ВВС и ВМС, объёмы изъятых наркотиков сразу выросли в несколько раз. Однако самолёты ДРЛО не могли круглосуточно контролировать все возможные направления. К тому же у Пограничной охраны их было немного, а с флотским начальством не всегда удалось договориться.
    Парадокс борьбы с наркотрафиком состоит в том, что американские спецслужбы сами втянуты в наркоторговлю, а вырученные средства идут на содержание террористических движений и организаций. Примеры? Их много "Золотой треугольник" в Таиланде, маковые поля Афганистана, да и кокаин из Южной и Центральной Америки частично тоже находятся под контролем американских спецслужб. Вот где и нужны самолёты ДРЛО.. Получается борьба "Нанайских мальчиков": американские спецслужбы борются сами с собой.
    Сергей! Спасибо. Освежил некоторые моменты в борьбе с наркотой. Тем более что наркобароны используют все доступные средства доставки наркотиков.
    1. +4
      29 марта 2017 16:12
      Цитата: амурец
      Парадокс борьбы с наркотрафиком состоит в том, что американские спецслужбы сами втянуты в наркоторговлю, а вырученные средства идут на содержание террористических движений и организаций. Примеры? Их много "Золотой треугольник" в Таиланде, маковые поля Афганистана, да и кокаин из Южной и Центральной Америки частично тоже находятся под контролем американских спецслужб. Вот где и нужны самолёты ДРЛО.. Получается борьба "Нанайских мальчиков": американские спецслужбы борются сами с собой.


      Николай, извини, но я не думаю, что это государственная политика властей США, при том, что я эту страну абсолютно не идеализирую. В любой структуре, всегда найдутся люди желающие заработать лёгкие деньги, и американские спецслужбы в данном случае не исключение.
      1. +1
        29 марта 2017 22:32
        Цитата: Bongo
        Николай, извини, но я не думаю, что это государственная политика властей США, при том, что я эту страну абсолютно не идеализирую.

        Сергей! Это политика двойных стандартов: боремся с распространением "ДУРИ" у себя в стране и распространяем её по всему миру, чтобы было легче контролировать окружающий мир.
  3. +4
    29 марта 2017 16:46
    Спасибо, отличное продолжение good
    жаль, что на дирижбандель поставили радар всего лишь от F16, туда просится что-то такое, что не влезет на самолет wink
    1. +5
      29 марта 2017 16:52
      Цитата: А1845
      Спасибо, отличное продолжение good
      жаль, что на дирижбандель поставили радар всего лишь от F16, туда просится что-то такое, что не влезет на самолет wink

      Мысль очень интересная с учётом того сколько весит аппаратная часть РЛС кругового обзора 9С15М "Обзор-3" и каково её энергопотребление. Можно конечно посчитать каких размеров дирижопль получится. wassat
      1. +4
        29 марта 2017 17:03
        как помнится, антенный пост весил примерно тонн эдак 15, ну и в кабине блоков было напихано по самый небалуйсь laughing питалось все это от небольшой турбины, думаю, дирижабля длиной метров 150-200 хватило бы
        1. +3
          29 марта 2017 17:10
          Цитата: А1845
          как помнится, антенный пост весил примерно тонн эдак 15, ну и в кабине блоков было напихано по самый небалуйсь laughing питалось все это от небольшой турбины, думаю, дирижабля длиной метров 150-200 хватило бы

          Лучше метров 500, что бы с запасом... lol
        2. +4
          29 марта 2017 18:28
          У нас на данный момент самый грузоподъёмный привязной аэростат, прошедший "госы"- "Ягуар" от ЗАО Авгуръ Воздухоплавательный Центр.
          Полторы тонны, не более.
          Ещё есть "Пума" с 2.25 тонны полезной нагрузки.
        3. +2
          29 марта 2017 22:23
          Цитата: А1845
          как помнится, антенный пост весил примерно тонн эдак 15, ну и в кабине блоков было напихано по самый небалуйсь

          Дак ведь блоки наверное можно на земле разместить, а наверху оставить только полотно антенны, запитанное через кабель-трос? Или там всякие СВЧ блоки не любящие длинных проводников в которых у них частота плывет?
          1. +4
            30 марта 2017 00:26
            Цитата: Alex_59
            , а наверху оставить только полотно антенны, запитанное через кабель-трос?

            -"полотно" самое тяжёлое
            если это ФАР (АФАР), то РЛС "Макссон электроникс" диаметром 144 см, состоящей из 6000 элементов. Расчетный вес такой решетки 77 кг (только это БРЛС ЛА). Фазовращатели решетки выдерживают мощность излучения более 2 Вт.
            2 Вт* 6000=12 кВт, 30-40% в тепло.
            СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ?
            А для полноценного ДРЛО?
            Цитата: Alex_59
            запитанное через кабель-трос?

            кабель будет иметь массу под 50 кг за погонный метр
            Цитата: Alex_59
            Или там всякие СВЧ блоки не любящие длинных проводников

            Управление фазовращателями решетки осуществляется с помощью сигналов, поступающих от легкой малогабаритной бортовой ЭВМ весом 2,3 кг
            аналоговый сигнал предпочтительнее на короткие дистанции передавать, цифре (для ЦАР) по фиг по сути...но тут будет запаздывание.
            Это критично
            1. +2
              30 марта 2017 09:47
              Цитата: opus
              кабель будет иметь массу под 50 кг за погонный метр

              Года три назад проходила информация о разработанном медном кабеле, по своим прочностным характеристикам аналогичном медному со стальными жилами. Намного более лёгкому, чем "классика" из-за отсутствия "лишнего элемента".
              Планировали применять его для подводных роботизированных платформ.
              1. +3
                30 марта 2017 11:42
                Цитата: Лопатов
                Планировали применять его для подводных роботизированных платформ.

                ну мне кажется для дирижбенделя будет тяжело.
                Воздух не это не вода, а дирижабль не корабль . Хотя по одному и тому же принципу "плавают"/
                Сомнения меня глодают
                Кабель оптический 8 волокон
                Спецификация:

                размеры кабеля – 15х7 миллиметров;
                вес – 195 килограмм погонный метр;
                количество волокон – 8 штук;
                эксплуатация в температурном диапазоне - от -60 до +70°С;
                коэффициент затухания в диапазоне волны 1550 нм равна 0,20 децибел на километр;
                температурный диапазон установки – от -10 до +50°С;
                раздавливающее усилие – от 0,5 кН;
                срок службы – от 25 лет;
                расстояние между опорами – 100 метров;
                центральный силовой элемент – пластик;
                диаметр модовых полей – 10 мкм;
                растягивающее усилие – 9 кило Ньютонов;
                электрическое сопротивление внешней оболочки (броня-земля) – минимум 2000 мега Ом на километр.

                40 гбит/сек стандартная скорость по единичному каналу оптоволокна.

                медная проволока ( и только она) сечение и погонный метр




                на 3 км высоты?
                crying
                1. 0
                  30 марта 2017 11:56
                  А зачем такие высоты и зачем дирижабли?
                  На первом этапе вполне можно применить привязные аэростаты, тем более, что "Авгуръ" заявляет весьма и весьма серьёзные характеристики по "ветроустойчивости".

                  Это по любому лучше, чем поднимать антенну на вышке.
                  1. +4
                    30 марта 2017 12:40
                    Цитата: Лопатов
                    А зачем такие высоты и зачем дирижабли?

                    да без разницы, хоть монголифьер
                    Высота: радиогоризонт и угол падения на подстилающую поверхность
                    Эшелон ДРЛО 5-7 км (ну редко 3,5-4)
                    иначе теряется смысл и подвержен удару ДРГ с ПЗРК , или какого нибудь киллера БПЛА (на такой куш многие позарятся)

                    Цитата: Лопатов
                    Это по любому лучше, чем поднимать антенну на вышке.

                    ну в этом и смысл.
                    Только мне кажется, даже 500 м высоты уже выгоднее БИП использовать
                2. +3
                  30 марта 2017 12:17
                  Цитата: opus
                  вес – 195 килограмм погонный метр;

                  Цитата: opus
                  расстояние между опорами – 100 метров;

                  однако хорошие у них опоры, 20 тонн держат laughing
                  1. +4
                    30 марта 2017 12:49
                    Цитата: А1845
                    однако хорошие у них опоры, 20 тонн держат

                    почему у "них"?
                    У нас.
                    Наиболее распространенным способом создания ВОЛС-ВЛ является способ замены обычного грозозащитного троса на существующих или реконструируемых (вновь строящихся) воздушных линиях электропередачи на оптический грозотрос. ОКГТ – это специально разработаный для этих целей грозотрос со встроенным в него оптическим кабелем. Поэтому ОКГТ выполняет функции кабеля защиты линии от молнии и токов короткого замыкания (КЗ) и телекоммуникационного кабеля.



                    Прокладка ВОЛС по опорам на трос -наше любимое занятие
                    у них любят под землёй


                    и на счёт "200тн"
                    -стержень,труба, любой столб . хорошо работает на сжатие.
                    200 тн ему не в проблему
                    1. 0
                      30 марта 2017 13:13
                      эти кабелечки явно не 200 кг на погонный метр, иначе бы его не руками как на фото тянули, а экскаватором
                      может все же на 1 км? wink
                      laughing
                      1. +3
                        30 марта 2017 13:34
                        Цитата: А1845
                        иначе бы его не руками как на фото тянули, а экскаватором

                        блоки
                        и не руками его тянут (руками закручивают гайки стопорные).


                        195 кг /пм это для количество волокон – 8 штук;

                        Вы не можете для наружки (и уж для военного применения точно использовать) это

                        как минимум это не будет работать, или проработает совсем мало времени, или не корректно.
                        как максимум получите fiber tapping и каплеров


                        2000, В аэропорту Франкфурта, Германия обнаружено подключение к трем главным линиям компании Deutsche Telekom .
                        2003, на оптической сети компании Verizone обнаружено подслушивающее устройство .
                        2005, подводная лодка ВМФ США USS Jimmy Carter модернизирована специальным образом для установки несанкционированных подсоединений к подводным кабелям (Подводная лодка USS Jimmy Carter, её специальные задачи и подводные оптические кабели).


                        Через дефект проникает свет, и он может использоваться для съема информации.

                        Если волокно сгибается при меньшем радиусе, то возможен пропуск света (рис.2), достаточный для съема информации. Обычно минимальный радиус изгиба одномодового волокна составляет 6.5-7.5 см, за исключением волокна специального типа. Многомодовое волокно может быть изогнуто до 3.8 см.


                        Evanescent Coupling,V Groove Cut,решетка Брэгга, и тд
                        Результат:
                3. 0
                  31 марта 2017 12:09
                  медная проволока ( и только она) сечение и погонный метр

                  Если исходить из мощности 30 кВт, то реальный вес медного силового кабеля с усилением на 3 км будет где-то 150 кг.
                  Причём здесь сразу можно забыть о напряжениях 110-220-380 - речь будет идти о 2000-3000 в. Тогда получаться реальные значения веса, а главное - допустимое падение напряжения.
      2. +4
        30 марта 2017 00:38
        Цитата: Bongo
        РЛС кругового обзора 9С15М "Обзор-3" и каково её энергопотребление.

        -она плохо работает по земле( по низковысотным)
        - электрогидравлический привод с механическим силовым редуктором тоже?
        Это то же туда (без оператора)?
        В отсеке № 1 расположено рабочее место оператора, аппаратура помехозащиты, автоматического съема данных, сопряжения, управления и контроля.

        В отсеке № 2 расположено передающее устройство, в отсеке № 3 - приемное устройство, аппаратура жидкостного охлаждения.

        Боливар не выдержит
        1. +1
          30 марта 2017 09:47
          Давайте разберемся не торопясь.
          антенный пост (что на картинке) умеет делать много чего, подниматься опускаться (зачехляться расчехляться laughing ), довольно быстро поворачиваться, конструкция довольно мощная, рассчитанная на долгие пробеги по ухабам, материалы отнюдь не авиационные - скорее танковые wink
          приемник ВЧ и передатчик - понятное дело надо оставить наверху, напругу хорошо бы подавать по проводу наверх, много выиграем. Обработку на промежуточной как лучше организовать - это надо подумать.
          Короче, при аккуратном подходе можно в двух тоннах очень даже много чего успеть soldier
          1. +3
            30 марта 2017 11:53
            Цитата: А1845
            Короче, при аккуратном подходе можно в двух тоннах очень даже много чего успеть

            Мне кажется применимы только специализированные (облегчённые) авиационные РЛС (БРЛС и РЛС ДРЛО ,специально созданные для ЛА)
            Остальное от лукавого.
            в конструкцию наземной РЛС изначально заложены избыточные прочностные требования, применительно к ЛА.

            Надо брать опыт с лидеров
            APY-3 это компиляция множества AN / APG-76 с омоллогацией конечно


            так надо:

            «NanoSAR» для БПЛА ScanEagle


            --------------------------------
            Для БРЛС воздушного базирования ,ещё встаёт острый вопрос охлаждения.
            всё плотно и компактно, а вот проточного охлаждения ФВ или ППМ или блоков...не очень.
            Дирижбендель висит, а не летает с v мин 400км/ч, набегающего потока воздуха не очень
            1. +2
              30 марта 2017 12:25
              РЛС истребителя с его крошечной апертурой - это конечно слава миниатюризаторам, но на нашем дирижбанделе есть место для солидной антенны
              при большой апертуре имеем хорошую диаграмму даже на большей длине волны, при большей длине вольны имеем меньшую метеозависимость laughing в итоге получается что-то увидеть даже без изощренных алгоритмов обработки wink
              1. +3
                30 марта 2017 12:51
                Цитата: А1845
                есть место для солидной антенны


                я же написал:

                Цитата: А1845
                APY-3 это компиляция множества AN / APG-76 с омоллогацией конечно



                его хватит

                Но это АВИАЦИОННЫЙ радар. От своего рождения до назначения

                На землю его не поставят (как правило\) тк дорого.
                каждому своё
                Python-3 георадар

                FREQUENCES: 100 / 50 / 38 / 25 MHz
                ANTENNA LENGTH: from 1 m to 4 m, depends on selected frequency
                WEIGHT: from 10 kg to 20 kg, depends on selected frequency
                TIME RANGE: from 1 to 1500 ns, step 1 ns
                SCAN RATE: 28 scans per second
                SAMPLES PER SCAN: 1024 samples per scan
                RESOLUTION: 16 bit
                FILTERS: Preset and Customized digital filters.
                GAIN: 9 points digital gain function
                DATA TRANSFER: through built-in Wi-Fi to PC.
                POWER: Built-in battery 12 V, 9 A*h with battery life more than 7 h

                но на аэростат же будем его ставить?
                wink
                1. +1
                  30 марта 2017 13:17
                  нет, это все дорого и пойдет для самолетов, куда ничего не влезает
                  наш вариант - чтобы дешево и сердито soldier
                  1. +3
                    30 марта 2017 13:39
                    Цитата: А1845
                    чтобы дешево и сердито

                    так не бывает.


                    AN / APS-20

                    на дирижбеньдель поставили, как решили вопросы с энергопотреблением low-power UHF AEW radar S- band
                    AN/APS-20E
  4. +3
    30 марта 2017 05:50
    Вообще конечно цикл статей великолепный. Поставил себе в закладки, дабы пользоваться как справочным материалом, случись чего hi
    1. +4
      30 марта 2017 06:13
      Цитата: Андрей из Челябинска
      Вообще конечно цикл статей великолепный. Поставил себе в закладки, дабы пользоваться как справочным материалом, случись чего

      Спасибо, Андрей! hi Но судя по количеству просмотров, эта тема мало кому интересна. request
      1. +5
        30 марта 2017 07:17
        Цитата: Bongo
        Но судя по количеству просмотров, эта тема мало кому интересна.

        Не гонитесь за количеством аудитории, а за ее качеством. Вы никогда не обгоните по рейтингу статьи об Украине. Даже пытаться не надо. Главное есть свой читатель.
        1. +7
          30 марта 2017 09:33
          Цитата: Alex_59
          Не гонитесь за количеством аудитории, а за ее качеством. Вы никогда не обгоните по рейтингу статьи об Украине. Даже пытаться не надо. Главное есть свой читатель.

          Я и не гонюсь, гнался бы писал бы, про другое, например о той же Украине, про то какое гумно американский F-35, или бы сочинял басни про расквартированные на Курилах дивизии и имеющуюся там систему ПРО. К сожалению таких публикаций на ВО стало слишком много, и все они находят своего благодарного читателя. В любом случае, я получаю удовольствие, от как мне кажется неплохо сделанной работы и мне не стыдно за написанное. Хотя неточности конечно встречаются, на что мне периодически справедливо указывают.
          Цитата: амурец
          Сергей! Привет. Алекс прав. У тебя уже собралась та аудитория, которая разбирается в теме, а что толку с простых болтунов? Так что всё нормально.

          Парни, как я уже говорил (писал), ещё в недавнем прошлом я никогда не думал, что буду публиковать свои статьи. Побудительным мотивом для этого стало множество ужасающих по своей технической неграмотности и "уря-патриотизму" комментариев. Основная моя цель, хоть немного повысить техническую подкованность читателей ВО и дать представление о событиях в наших и зарубежных вооруженных силах. Поскольку картина формируемая официальными СМИ далеко не всегда соответствует реалиям. К сожалению,я не слишком в этом преуспел.
          1. +2
            30 марта 2017 10:26
            Цитата: Bongo
            Поскольку картина формируемая официальными СМИ далеко не всегда соответствует реалиям. К сожалению,я не слишком в этом преуспел.

            Ну во первых: в официальных СМИ тоже много таких как петухи: прокукарекал, а что прокукарекал бог ведает лишь тугрики капали.
            А во-вторых: кто хочет, тот ищет способы и информацию улучшить свои знания, а большинство берёт на веру, что всё написанное-правда. Вот сегодня, Антон(Opus) заставил найти книгу по дирижаблям,аж 1933 года, но за то там всё чётко и просто разжёвано.
            1. +3
              30 марта 2017 10:31
              Цитата: амурец
              А во-вторых: кто хочет, тот ищет способы и информацию улучшить свои знания, а большинство берёт на веру, что всё написанное-правда.

              Тоже самое можно сказать про ТВ. Причём у многих аргументом являться - "Ну как же, это ведь по телевизору сказали..." wassat Как ты знаешь, Оля торгует телевизионным оборудованием, но уже несколько лет телевидение мы не смотрим вообще. Просто противно... negative
              1. +2
                30 марта 2017 10:41
                Цитата: Bongo
                но уже несколько лет телевидение мы не смотрим вообще. Просто противно...

                Кроме новостей по России-1 тоже ничего не смотрю и то новости смотрю, потому как военкоры на России квалифицированные, да иной раз проговорятся, а так в основном чувствуется влияние цензуры. А остальное: правда говорят: ЗОМБИ-ЯЩИК. Особенно бесят эти тупые шоу. У меня жена их смотрит. Да и фильмы не лучше.
              2. +2
                31 марта 2017 13:52
                Цитата: Bongo
                но уже несколько лет телевидение мы не смотрим вообще

                Такая же ерунда. Недавно отметил, что кроме новогоднего обращения президента да изредка "что, где, когда" и им подобного ничего и не смотрю. Для новостей есть интернет, для того, чтобы было куда глаза ткнуть - книжка (нонеча - электрическая)
      2. +2
        30 марта 2017 07:56
        Цитата: Bongo
        Но судя по количеству просмотров, эта тема мало кому интересна.

        Сергей! Привет. Алекс прав. У тебя уже собралась та аудитория, которая разбирается в теме, а что толку с простых болтунов? Так что всё нормально.
        1. +3
          30 марта 2017 09:37
          Спасибо Сергею за такую клубную атмосферу wink
          1. +3
            30 марта 2017 10:32
            Цитата: А1845
            Спасибо Сергею за такую клубную атмосферу

            Михаил, с интересными людьми всегда приятно пообщаться! drinks
      3. +2
        31 марта 2017 12:41
        Цитата: Bongo
        Но судя по количеству просмотров, эта тема мало кому интересна.

        А что делать? Мои флотские тоже чудовищным количеством просмотров не блещут. Исключение разве что тот цикл, где я писал о проблемах современного ВМФ - там 30-40 тыс просмотров было нормой, одна статья аж 150 тыс просмотров умудрилась набрать, как такое произошло - решительно теряюсь laughing
        А такие, специализированные темы, без "жаренных петухов" - они да... Зато те, кому это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересно получили огромное удовольствие и отличный справочный материал. За что Вам еще раз огромное спасибо.
        З.Ы. Я бы с удовольствием поспорил с Вами на тему ДРЛО, да только решительно не вижу расхождения во взглядах drinks
  5. +1
    30 марта 2017 21:22
    Вот так должен выглядеть современный самолет ДРЛО - MQ-9 Guardian

    1. 0
      31 марта 2017 00:12
      Российский патент 2572366
      1. 0
        31 марта 2017 00:21
        Проект китайского БПЛА
  6. +3
    31 марта 2017 11:19
    Однако в ряде случаев возможности тяжелых и дорогих Е-3 Sentry оказывались избыточными, а эксплуатация слишком затратной.

    Как бы этот нехитрый тезис в головы нашим военным чиновникам вбить. То что А-50 - это кит, а в большинстве случаев хватит акулы. И когда А-50 поднимают для работы в Чечне - это непозволительно дорого.
    Нужен недорогой палубник ДРЛО (для Кузнецова) и его наземный вариант - что-то типа почившего в бозе Як-44.
    А там смотришь - опыта хватило бы на БПЛА ДРЛО.
  7. 0
    1 апреля 2017 00:28
    в Израиле привязные дирижабли (погранслужбы и армейские) вдоль всех границ висят
    1. +1
      2 апреля 2017 12:39
      Цитата: ArikKhab
      в Израиле привязные дирижабли (погранслужбы и армейские) вдоль всех границ висят

      Вы преувеличиваете, на постоянной основе аэростатная РЛС используется только в районе Димона, неподалёку от израильского ядерного центра.